Бесспорно, одним из главных открытий первой трети регулярного чемпионата стала «Югра». Пусть она сейчас и утратила лидерство в Дивизионе Харламова, но ее шансы на попадание в плей-офф по-прежнему велики, а это уже немало для команды, для которой два предыдущих сезона ограничивались первым этапом турнира.
Символ преображения «Югры» - Павел Езовских, совмещающий в клубе творческую работу с административной, поскольку он не только занимает должность главного тренера, но и исполняет обязанности генерального директора. Путь в КХЛ 57-летнему специалисту открыла успешная работа с молодежной командой клуба – «Мамонтами Югры», которых он с первой же попытки вывел в плей-офф, а со второй привел к бронзовым наградам чемпионата МХЛ.
- Конечно, сложно было перейти в лучшую лигу из молодежной, - говорит Павел Павлович о произошедших с ним этой весной переменах. - Хотя опыт тренерской работы со взрослыми я имел: закончив играть, работал в Суперлиге четыре года с «Трактором», в Высшей лиге три года с «УралАЗом», а потом меня уже перевели на молодежь – сперва в Челябинске, потом в Ханты-Мансийске. В «Югре» я уже пятый год, и, конечно, мне всегда хотелось сыграть повыше. Я стремился к этому, готовился постоянно, но время шло и шло. И вот, наконец, представился шанс. В принципе, я был готов, ждал его и теперь хочу использовать.
- А почему вы вообще решили стать тренером, кто оказал наибольшее влияние на вас в этом плане?
- В начале пути я работал с двумя замечательными тренерами. Сперва – с Владимиром Владимировичем Юрзиновым, к которому попал из Второй лиги в Высшую. Это был 77-й год, я играл за челябинский «Металлург» во Второй лиге, мы выступили хорошо и вышли в первую. А тут мне пришла пора идти в армию, и меня забрало «Динамо», где я впервые встретился с Владимиром Владимировичем. Два с половиной года провел в клубе – вот это был бесценный опыт для меня, попавшего на такой уровень сразу из Второй лиги.
А из «Динамо» я попал в «Трактор», а там Геннадий Федорович Цыгуров, еще один прекрасный тренер! Вот они вдвоем – Юрщинов и Цыгуров – и заложили, можно сказать, основу, при них я провел свои лучшие годы в хоккее.
- Вы работали со взрослыми, потом с молодежью, теперь опять со взрослыми. При таких перемещениях сильно ли приходится менять методику работы, принципы общения с подопечными?
- Конечно, нужен совсем разный поход к взрослым и молодым игрокам, это понятно, и я работаю с ними по-разному. Но важно, что при этом основное остается неизменным. А основное – это взаимопонимание. Оно необходимо, что с молодыми, что со взрослыми. И чтобы добиться его, надо понимать, что каждый игрок, независимо от возраста – личность, и эту личность надо уважать. Ее нельзя подавить, чтобы она не закрылась. Наоборот, твоя задача – сделать так, чтобы игроки раскрывались и выдавали всё, что могут. Для этого надо уважать их как личности.
- В этом году, осмысливая преображение «Югры», вам ставят в заслугу то, что при вас на новом уровне заиграли ветераны. Значит, не только к молодым вы умеете находить подход.
- Ну, это заслуга не только моя, но всего нашего тренерского состава – Олега Давыдова, Анатолия Чистякова, и хорошая работа Андрея Зуева с вратарями тоже вносит свой вклад. Так ведь не бывает: вот сели с игроками, поговорили с ними – и они начали показывать игру. На самом деле, у нас очень много было споров, разговоров, дискуссий о том, как нам следует играть. Мы обсуждали это и во время предсезонной подготовки, и в начале сезона. Состав у нас по сравнению с прошлым сезоном обновился процентов на 80, поэтому надо было искать свою игру, строить ее. И очень помогло то, что вот эти взрослые ребята, о которых вы говорите – и Иванов, и Панов, и Таратухин – повели за собой молодежь. Она на них смотрит, и это очень важно. Первые игры у нас не получались, но потом постепенно появилось взаимопонимание, сплочение. Очень трудно выиграть первую, вторую, третью игру, а потом уже появляется вера друг в друга. А сразу так просто ничто, конечно, не дается.
- Занимаясь поисками своей игры, вы держите в уме какой-то ориентир, идеал, к которому нужно стремиться?
- Идеал?.. Знаете, он, может, и есть, но все равно в наше коммерческое время сложно к нему приблизиться, если у тебя нет достаточно денег. Да, ты вырастишь молодежь, но только она начнет оперяться, показывать какую-то игру, все равно большие и богатые клубы переманят.
- Значит, в этом смысле для вас ориентиром может служить «Сибирь»? Она ведь тоже растит молодых звезд, которые потом переходят в ведущие клубы.
- Возможно. В этом году нашему клубу десять лет, а в прошлом был первый выпуск молодежи, ребят 1998 года рождения. Сейчас вот эта лесенка вроде только появилась, можно выстроить вертикаль – в Сургуте есть возможность создать команду ВХЛ, чтобы были задействованы все ступени. Но нужно двигать этот процесс, видимо, результаты показывать. Наверное, много будет зависеть от нас, от того, как в этом году выступим. Тогда и увидим, будет ли заинтересовано руководство округа в том, чтобы дальше развивать хоккей.
- И напоследок: как вам дается совмещение постов тренера и директора?
- Ох… Знаете, как говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Мы договорились, что это ненадолго, вот буквально на месяц, а сезон начнется – и всё. Но так и тянется уже полгода, никак мы не определимся с директором клуба, и я по-прежнему исполняю его обязанности. Но одному не справиться с ними, мне помогает главный бухгалтер, и другие помощники есть. Так что я все-таки больше занимаюсь командой. |