Генеральный менеджер «Югры» Сергей Гусев не часто дает интервью. За карьеру игрока беседы с журналистами можно по пальцам пересчитать. О карьере хоккеиста, тренера и генерального менеджера Сергей Владимирович рассказал пресс-службе клуба, а также ответил на вопросы болельщиков.
- Сергей Владимирович, давайте по порядку. Вы пришли в «Югру» в сезоне 2016/2017. Что привело Вас в нашу команду?
- Тогда я завершил сезон в «Авангарде», и Евгений Владимирович Хацей предложил продолжить карьеру в Ханты-Мансийске. Я поговорил с Антоном Курьяновым о команде и принял решение поехать. Меня прекрасно встретил коллектив и болельщики. Единственный минус, в том сезоне у команды был неудовлетворительный результат.
- Вы сыграли тогда 23 матча. Что произошло?
- В одной из игр мне въехали в больное колено, и случился рецидив. Врачи посоветовали закончить карьеру.
- По завершении карьеры хоккеиста Вы вернулись в «Югру» сначала тренером, а затем стали генеральным менеджером. Почему остались в Ханты-Мансийске?
- Мне понравился город, люди и то, как работают над развитием хоккея в округе. Началось с того, что мне вновь позвонил Евгений Хацей и предложил должность помощника главного тренера Анатолия Емелина. Конечно, мне была интересна эта работа. В конце сезона (2017/2018) мы понимали, что будем выходить из КХЛ. Тогда Евгений Владимирович ушёл в «Авангард», а от Василия Александровича Филипенко поступило предложение занять должность генерального менеджера. Я был готов работать.
- Переход из КХЛ в ВХЛ тяжело дался?
- Да, тогда начались продажи наших юных дарований, чтобы совсем их не потерять. По регламенту, мы могли потерять их бесплатно, чтобы этого не произошло, пришлось действовать быстро.
- Помните свои впечатления от перехода на тренерскую работу, а затем от управленческой деятельности?
- В тренерской было попроще (улыбается). Когда стал генеральным менеджером, было тяжелее, ведь я этому не обучался. Помогло то, что у меня в карьере хоккеиста никогда не было агента. Я все сделки проводил сам, именно этот опыт мне и помог в новой должности. Да, были ошибки, но без этого никак. Но думаю, нам удалось быстро достичь хороших результатов.
- Хоккеисты часто рассказывают, что в начале карьеры всегда находился старший товарищ, который был советчиком и помощником. В том числе, игроки отмечали и Сергея Гусева – опытного игрока. В Вашем случае, кто помогал на новых должностях?
- Я хорошо знал Анатолия Емелина и Игоря Уланова, когда-то мы играли вместе. На тренерском мостике они мне очень помогали. В начале карьеры генерального менеджера я провел несколько встреч с Сергеем Михайловичем Черкасом, бывшим директором «Динамо СПб», - много общался по поводу работы. Также подсказывал Игорь Варицкий из «Витязя» и Евгений Хацей. Помогли и встречи со спортивным директором СКА Андреем Точицким. Я изучил структуру работы менеджера и понял, как дальше двигаться. Затем мы многое сами дорабатывали в «Югре».
- Связь с родным Нижним Тагилом поддерживаете?
- У меня там живет мама, братья и все родственники. Конечно, я и сам ежегодно прилетаю в гости. У меня там остались друзья.
- Что с хоккеем в родном городе?
- К сожалению, все плачевно. Завод, который спонсировал клуб перестал выделять деньги. Затем у них забирали арену, но потом вернули в собственность города. С финансированием там проблемно.
- Сейчас многие игроки и тренеры говорят, что уровень тренировочного процесса, быта, организации игр в «Югре»остаются КХЛовскими. Как удаётся удерживать такие высокие стандарты?
- Это заслуга директора Василия Филипенко. Когда мы начали работать, я ему предоставил свой план, его согласовали и утвердили. Мы хотели сохранить персонал команды, а по организации оставить все на высшем уровне. Очень тяжело «затащить» хоккеистов в Ханты-Мансийск. Если здесь не будет таких условий, какие мы имеем сейчас, то сюда никто не поедет. Многие предпочитают Москву и Санкт-Петербург Ханты-Мансийску даже за меньшие деньги.
- В хоккее среди игроков есть такое выражение «нашёл своего тренера». Это действительно так? Или все зависит от способностей самого игрока?
- Я думаю, если хоккеист талантлив и трудолюбив, то ему неважно с каким тренером работать.
- Многие игроки «Мамонтов Югры» по ходу регулярного чемпионата дебютируют в команде мастеров. Кто принимает решение о приглашении молодого игрока во взрослую команду?
- Решение всегда принимается вместе с тренерским штабом «Мамонтов Югры», «Югры» и мной. Мы просматриваем все игры, всех игроков, Василий Александрович Филипенко тоже смотрит матчи. Но не всегда возможно подключение игроков из «Мамонтов» к взрослой команде, потому что учитывается и турнирное положение нашей «молодёжки».
- Очень много игроков нашей «молодёжки» ушло из системы «Югры» в ведущие клубы КХЛ. Наша школа работает и воспитывает профессионалов высокого уровня. Постоянные переходы и обмены наших воспитанников всегда вызывают бурные эмоции у болельщиков. Почему клуб отпускает нашу молодёжь в «самостоятельное плавание» в столь раннем возрасте.
- Ответ прост: у нас нет КХЛ. Многие хоккеисты, их родители и агенты грезят КХЛ. Мы им объясняем, что нужно доказать свой уровень в ВХЛ, а потом ехать в КХЛ. Но бывает так: звонит агент и говорит, что его клиент созрел для КХЛ. Если парень не хочет, держать его и заставлять играть в ВХЛ нет смысла. Мы приняли решение не мешать, если у игрока есть желание и возможность уйти в клуб КХЛ. В первую очередь, это желание игрока.
- Многие болельщики спорят об этом. Разберём переходы на конкретных примерах?
- Например, мы получили Никиту Тертышного и Кирилла Пилипенко. Да, уехали Денис Еркин и Степан Грымзин, но не они принесли нам Кубок Петрова, а Никита и Кирилл. В той ситуации мы отдали троих молодых игроков, но получили взамен двух, которые набирали по 70 очков и принесли не один кубок. Давайте посмотрим, те молодые игроки завоевали какие-либо награды? Да, они бы и у нас могли играть, но сложилось так, что совпали интересы всех. У них - попасть в клуб в системе КХЛ, а у нас - дать результат на своем уровне.
- Почему с начала сезона и до дедлайна идёт постоянная ротация игроков. И почему хоккеисты, показывающие результат, по мнению болельщиков, обмениваются в другие команды.
- У нас в команде есть определенные правила, они внутренние. Если хоккеист не соблюдает их или режим, то приходится принимать меры. Иногда приходят ребята, которые ставят себя выше других. Так тоже не пойдет. Играет и выигрывает команда, а не один хоккеист. Командные интересы выше личных. Иногда брали людей, которые не приносили хорошего в раздевалку и в команду, поэтому их меняли.
- В ВХЛ новый чемпион – «Химик». Как Вы считаете, конкуренция в нашей Лиге выросла в целом?
- Конечно! Но будем реалистами - «Спартак» вылетел из плей-офф, часть игроков «спустили» в «Химик». Почему бы им не выиграть Кубок Петрова.
- «Сокол» стал феноменом?
- Эта команда на протяжении последних лет набирает обороты. В этом сезоне они тоже брали ребят из «Амура». Это нормально. Когда мы становились чемпионами, в «Химик» также«спустили» 10 человек, но в том сезоне им пройти дальше не удалось.
- По вашему мнению, правильно ли «спускать» игроков из КХЛ?
- Пускай «спускают», зато другие хоккеисты видят свой уровень. Они должны понимать, что есть люди сильнее. Мы со своей командой могли обыграть кого угодно, но не смогли в силу других причин, а не потому что кого-то «спустили».
- Насколько изменится состав нашей команды в новом сезоне?
- Сильно изменится. Дадим шанс и выпускникам «Мамонтов Югры». Пройдут в состав те, кто покажет себя на сборах. Возьмите, например, Богдана Сенотова - лучший бомбардир МХЛ прошлого сезона, но он не прошел выше. Играет в НМХЛ в Тамбове. Шанс будет у каждого, все зависит от ребят.
- Когда команда выходит из отпуска?
- 14 июля сбор, затем медосмотр. По традиции, сборы в Курганово и два предсезонных турнира. |